OLYMPUS DIGITAL CAMERAБерегите зубы с 0 до 7 лет. Руководство для родителей. Берегите зубки детей! В нашей стране, к сожалению, долгие годы присутствовало довольно безответственное отношение к стоматологическим проблемам детей. Удивительно, но даже сегодня, когда ощущается явный прогресс в отечественной стоматологии, детям все равно уделяется очень мало внимания. Единой программы стоматологического обследования детей вообще не существует. Впервые справку от стоматолога могут потребовать в детском садике, а если ребенок не пойдет в садик, то можно и до школы доходить без всякого интереса к ребенку со стороны детского стоматолога. Теосмотры, которые проводит врач в районной поликлинике, малосоответствуют комплексному подходу к раннему выявлению, лечению, аглавное, к профилактике стоматологических заболеваний. Вся надежда насознательных родителей, которые либо сами будут водить ребенка к врачу,либо искать информацию в книгах, Интернете, у родственников и знакомыхи т.д.

Поэтому, несмотря на то, что в предыдущей книге уже были советыродителям на возраст от нуля до трех, посчитаем нелишним краткопройтись по грудному возрасту еще раз.

Учитывая, что в нашей стране пока не сформировались стандарты оказаниястоматологической помощи детскому населению, придется придерживатьсязападных стандартов. В частности, мы будем основываться на стандартахAmerican Academy of Pediatric Dentistry (Американская академия детскойстоматологии), International Dental Research Association(Международаная ассоциация стоматологических исследований), IsraelDental Association (Израильская стоматологическая ассоциация).

По этим стандартам, стоматолог совместно с врачом-педиатром впервыеосматривают ребенка сразу после рождения. В этот момент можно выявитьнекоторые виды патологии, такие как расщелины мягкого и твердого неба(заячья губа и волчья пасть), наличие уже прорезавшихся зубов,патологию развития лицевого скелета, патологию дыхания и т.д. В нашейстране в штате роддомов специалиста детского стоматолога, к большомусожалению, нет, поэтому эти функции выполняют (а бывает, что и невыполняют) простые врачи-акушеры в первый момент после рождения иливрачи-неонатологи в первые 30 дней жизни. В большинстве случаев, когданикакая патология не выявляется, ребенок переходит под наблюдение кврачу-педиатру.

Если же, не дай Бог, выявляется какая-либо патология, то в больницувызывается врач-стоматолог, который принимает решение о сроках и виделечения.

Например, при обнаружении расщелины неба будет сначала изготовленспециальный обтуратор для того, чтобы ребенок мог нормально питаться, апотом в плановом порядке, в течение многих лет будут проводитьсяхирургические операции, в результате которых расщелину можно так удачнозакрыть, что мало кто сможет заметить, что она когда-то была на этомместе.

Иногда ребенок рождается уже с прорезавшимися молочными зубами. Все быничего, но во время кормления он этими зубами может маме так накусатьгрудь, что всякое кормление потом будет невозможно. Иногда используютсяразличные прокладки, чтобы не травмировать сосок, но сейчас на Западечаще удаляют эти зубы, чтобы не препятствовать нормальному питаниюребенка. Впоследствии, в возрасте трех-четырех лет, ребенкуизготавливается пластинка с искусственными зубами, чтобы не былодеформаций зубного ряда в связи с ранним отсутствием зубов.

Если никакой патологии не выявляется, то ребенок поступает поднаблюдение врача-педиатра в поликлинику, что одинаково и у нас, и зарубежом. Отличие в том, что уже в возрасте 12 месяцев на Западепроводится еще один обязательный осмотр ребенка, а у нас стоматологребенком не заинтересуется до того момента, пока по каким-либопоказаниям ребенку не понадобится справка о санации.

Осмотр в 12 месяцев ребенок практически не помнит, т.к. проводится он впомещении, ничем не напоминающем больницу или поликлинику, приприглушенном свете, врач не одет в белый халат и ничего страшного илиболезненного с ребенком не происходит. В это посещение врач простоосматривает ребенка на предмет наличия каких-то заболеваний полости ртаи лицевого скелета, выявляет наличие патологических привычек, которыемогли сформироваться за первый год жизни, осматривает зубки на наличиекариозных и некариозных поражений, проверяет височнонижнечелюстнойсустав и т.д. Также врач-стоматолог оценивает необходимость идостаточность проводимой гигиены полости рта и если видит ошибки, тодает родителям корректирующие рекомендации по уходу за зубами.Стоматолог должен провести беседу с родителями о правильном питании, овредных привычках (таких как сосание пустышки, пальца, прокладываниеязыка между зубами, хроническое жевание губы, привычки грызть ногти имногое другое).

Повторяем, что все это обязаны делать врачи на Западе. У нас же этоотдается на откуп простым врачам-педиатрам, которые не имеютстоматологического образования. Тут уже как повезет. Если врач опытный,то он не хуже многих стоматологов знает все нюансы развития полости ртаи лицевого скелета, а если специалист молодой, то ему бы с больнымиживотиками справиться, а уж до зубов ли в таком случае?!

Предположим, что врач-стоматолог Вами не интересуется, а у ребенкарежутся зубки. Ребенок нервничает, плачет, у него может даже поднятьсятемпература. Что делать, а чего не делать в таком случае?

Обычно у ребенка в этот период сильное слюнотечение. Вытирайте ему лицокак можно чаще мягкой чистой салфеткой, чтобы постоянное смачиваниеслюной не вызывало раздражения кожи. Десны в этот момент сильноприпухают, и ребенок постоянно пытается их почесать, погрызть что-то.Можно помассировать десну ОЧЕНЬ ХОРОШО вымытыми пальцами, можно купитьв аптеке специальные игрушки, кольца, диски с нанесенными на нихрельефными рисунками, которые стимулируют рост зубов и позволяютребенку вдоволь почесать зубы. Если в качестве таких игрушекиспользуется что-то нестандартное, то обязательно нужно учесть, что вседолжно быть идеально простерилизовано, ребенок не должен суметьразгрызть это на мелкие части (они могут попасть в горло и вызватьудушье), и не нужно подвешивать это ему на шею, равно как и соску, ипрочие предметы. Ребенок может запутаться в таких “украшениях” исдавить себе горло. Ну и еще чего нельзя делать, так это слушать мудрыхстарушек на скамейке у подъезда, которые советуют прикладывать к деснамаспирин и другие препараты, пытаться полоскать ребенку рот горячимчаем, ромашкой или шалфеем, прикладывать кусок сала и использоватьпрочие шаманские штучки. Если же все вышеперечисленные мероприятия неуспокоили малыша, у него сохраняется температура, раздражительность икакие-либо другие симптомы, то всегда лучше посоветоваться с участковымврачом, пусть лишний раз осмотрит ребенка, возможно, дело не в зубах.

Предположим, что Вы с ребенком честно вырастили к двум годам полныйкомплект из 20 зубов. Что дальше? Дальше нужно как-то сохранять иподдерживать этот комплект в нормальном состоянии. Первый вопрос — как?

Никак иначе, как приучить ребенка к ежедневной гигиене полости рта!Ребенок должен с самого первого зуба привыкнуть к тому, что без чисткизубов не проходит ни одного дня. Эту информацию с грехом пополамстоматологи довели уже до большей части нашего населения. Но вот второйвопрос, КАК чистить зубы, не менее важен. Часто родители гордятся тем,что приучили малыша чистить зубы каждый день, но выясняется, что ониприучили его к самой чистке, не понимая толком самой ее сути. Еслиребенок пару раз провел щеткой по передним зубам от одного уха кдругому, то это еще никак не значит, что он качественно почистил зубы.Потом родители в ужасе рассказывают стоматологу, что они с детствачистят зубы каждый день, а кариес не оставляет их в покое. Так вот,важно не только научить ребенка чистить зубы, а научить его делать этоправильно!

Чистить зубы нужно начинать с первого же дня после их прорезывания.Сначала это делается даже без зубной пасты и щетки. Родители должныкусочком обязательно стерильного бинта протирать ребенку зубки каждыйдень, тщательно удаляя мягкий зубной налет. Впоследствии на этумарлечку можно начинать выдавливать специальную зубную пасту для самыхмаленьких, потом дойдет очередь до специальных насадок на палец ссиликоновыми ворсинками, а только потом уже и до детских зубных щеток.После чистки зубов нужно либо давать ребенку пополоскать рот водой,либо стирать пасту с зубов мокрой марлечкой. Подобные манипуляцииприучают малыша к тому, что ежедневно нужно ухаживать за зубами, что вболее взрослом возрасте должно войти в привычку.

Важный вопрос — какую зубную пасту выбрать для ребенка? Вопрос довольносложный, так как выбор сегодня очень велик. Ясно одно и сразу: пастадолжна быть обязательно специальной, для детей! Детские зубные пастыимеют состав, коренным образом отличающийся от взрослой пасты. Детскаяпаста содержит соединения фтора и кальция, причем именно в тойпропорции и дозировке, которая необходима и безвредна для малышей.Обычно на зубной пасте четко указан возраст, т.к. паста для самогомладшего возраста может сильно отличаться по составу от пасты для болеевзрослых детей. Детская зубная паста делается с учетом того, что многиедети либо плохо смывают пасту, либо просто откровенно глотают ее,пользуясь тем, что производители придают детским пастам приятный вкус.Наверное, каждый взрослый помнит, как в детстве тайком ел зубную пасту.По всем вышеперечисленным причинам взрослая зубная паста детям никак неподходит, и иметь один тюбик на всю семью совершенно неграмотно.

Немаловажен и выбор зубных щеток. Не будет уже открытием, что и щеткадолжна быть специальная. Причем важно далеко не только то, что детскиещетки сейчас делают очень красивые и веселые. У детской зубной щеткиобычно грамотно подобрана жесткость (они очень мягкие, чтобы не стиратьмолодую слабоминерализованную эмаль). У них размер и форма максимальноподходят для детей: считается, что длина щетки должна быть равна ширинене менее двух и не более трех зубов ребенка. Детская зубная щеткадолжна быть из специальных искусственных материалов, т.к. натуральнаящетина гораздо менее долговечна, а имеющийся внутри каждой натуральнойщетинки канал является вместилищем для микробов. Зубную щетку нужноменять максимум через 3-4 месяца, а у электрической щетки нужно менятьвращающуюся головку. Детские щетки электрические нужно использовать состорожностью, не прижимать их слишком сильно к зубам и не держать наодном месте слишком долго, чтобы опять же не стереть детскую зубнуюэмаль. Щетку ни в коем случае не нужно хранить в воде или каких-торастворах, т.к. в этой воде обязательно станут размножаться микробы.Щетка должна храниться в сухом стакане щетиной кверху, а перед каждойчисткой зубов тщательно промываться, равно как и после каждой чисткизубов.

Правила чистки зубов сейчас вывешены в любой детской стоматологическойклинике, их можно найти в интернете, специальных буклетах иинструкциях. Оптимальный вариант — сходить на консультацию к детскомуврачу-стоматологу, который научит чистить зубы не только вашегоребенка, но и вас самих. Поэтому подробно останавливаться на этом мы небудем, только напомним еще раз, что зубы нужно чистить ПОСЛЕ еды, а недо! Желательно чистить зубы два раза в день, вечером перед самым сном иутром после завтрака.

Сначала родители должны чистить зубы малышу сами, и только после того,как чистка зубов войдет у него в привычку, доверять ему делать этосамостоятельно. При этом крайне рекомендуется регулярно проверять, какон это делает, ибо среди детей нередки случаи симуляции чистки зубов,когда ребенок просто выдавливает пасту в раковину, а щетку смачиваетпод водой и ставит обратно в стакан. Некоторые дети положенную порциюпасты не выбрасывают в раковину, а попросту съедают. Поэтомуненавязчивый контроль над детьми никогда не помешает.