Бытует мнение, что страх перед стоматологами передается генетически. Однако профессионалы уверены в том, что страх передается именно от родителей ребенку и после рождения. Связь между мамочкой и ребенком существует особенно ярко именно в раннем детстве. Дети очень тонко чувствуют настроение окружающих их людей, а мамочки и папочки – особенно. Поэтому, если сопровождающий ребенка родитель, сам боится, не доверяет, или относится с настороженностью к стоматологу – не стоит ожидать адекватного и хорошего поведения от вашего чада.
Главная задача для родных и близких – не настораживать ребенка своими навязчивыми, неаргументированными боязнями, а проинформировать перед визитом к стоматологу о том, что доктор – это просто новый друг, это новое приятное знакомство, которое обязательно закончится сюрпризом. Позвольте ребенку приобрести свой положительный опыт общения со стоматологом, а не навязывайте, возможно, свой детский отрицательный опыт общения.
ЧТО НЕЛЬЗЯ КАТЕГОРИЧЕСКИ ГОВОРИТЬ РЕБЕНКУ,
С ЦЕЛЬЮ ПОДГОТОВКИ ЕГО К ПЕРВЫМ ВИЗИТОМ К СТОМАТОЛОГУ:
– Ты главное не бойся доктора, он не страшный и не сделает тебе больно
Все эти слова предупреждение об опасности! Ну, скажите, откуда ребенок может знать о том, что нужно бояться этого неизвестного доктора или нет, страшно это или нет. Позвольте ребенку сформировать свое собственное объективное мнение, а не формируйте сами и не давайте другим формировать ложное чувство о том, что – «Это страшно».
Ваше неосторожное высказывание даже вскользь, о вашем негативном отношении к посещению стоматологического кабинета, будет однозначно аналогично воспринято вашим ребенком. И только вы по факту будете причиной страха вашего ребенка.
– Доктор тебя только посмотрит глазками, а трогать не будет
Вы обманываете ребенка. На какое доверие потом через многие годы, вы рассчитываете? Доктор и рот попросит пошире открыть, и обязательно «трогать» будет все-все зубки!
В таком случае действия доктора вступают в противоречие с вашими словами и ребенок уверен в том, что его обманул именно доктор, который обещал маме «только посмотреть».
– У доктора такие хорошие инструменты, как у папы в кладовке
Снова обман и негативные ассоциации. Первые ассоциации с папиными инструментами – молоток, пила, топор. Поэтому, чтоб ребенка не пугала неизвестность, по возможности покажите картинки, допустим в Интернете, инструментов, объясните, какие манипуляции будет производить доктор и какими инструментами.
Чем больше информации ребенок получает до посещения стоматологического кабинета, тем меньше неизвестностей его там ожидает. Ясность новшества – гарантия спокойствия и адекватности.
– Доктор будет гонять червячков из зубика. И тебе надо открывать широко рот, т.к. если червячок попадет в живот, до того как доктор его убьет, он там вырастет и будет кусать тебя очень больно.
В большинстве стоматологических кабинетов, подобные сказки просто подрывают несформировавшуюся детскую психику. Вы только представьте, что может нарисовать безграничная фантазия вашего маленького ребенка. Какие страхи и фобии эта непрофессиональная «сказка» разовьет в вашем ребенке. Изначально уточните у доктора о методах подхода или прямо спросите, какую сказку рассказывают ребенку про кариес.
АЛГОРИТМ ПОВЕДЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ,
ПЛАНИРУЮЩИХ ПОСЕЩЕНИЕ СТОМАТОЛОГА С РЕБЕНКОМ.
поэтапное описание обязательных подготовительных манипуляций, которые необходимо произвести с ребенком дома до посещения стоматолога.
В дошкольном возрасте ребенок едва ли может самостоятельно сформулировать цели визита к стоматологу. В такой ситуации от поведения родителей зависит успех и первого и последующих посещений стоматолога. Советы, прислушавшись к которым, сделают доктора другом, а визит в стоматологический кабинет – желанным праздником.
1 ШАГ. За несколько дней до визита к доктору расскажите, что вас пригласили в гости к доброму Доктору (если вы знаете имя доктора, сразу озвучивайте конкретное имя (Пр: Доктор Виктория). Расскажите, что в гости к этому доктору ходят все детки, которые взрослеют и у которых появляются зубки. Доктор Виктория лучше всех расскажет, как правильно чистить зубки. Акцентируйте внимание, что вы идете именно в гости.
2 ШАГ. Перед первым посещением обязательно объясните, что конкретно будет делать стоматолог – пошагово проделав все классические манипуляции в домашней обстановке:
«Доктор Виктория наденет волшебно-медицинские перчатки, и попросит тебя широко открыть ротик, чтоб свет фонарика смог показать все самые укромные места твоего ротика».
Покажите ребенку как это надо сделать собственным примером, предварительно вооружив малыша фонариком. Поиграйте с ребенком в игру «Кто дольше может быть с открытым ртом» (ребенок обязательно должен победить в этой игре).
«Доктор Виктория должна проверить « хорошо ли мы чистим зубки дома и вычищаем ли все остатки пищи», для этого она возьмет специальную волшебную палочку и проверит зубки».
Возьмите палочку от мороженого или просто чистым пальчиком поводите (постучите) по зубкам, по жевательным поверхностям, обязательно проведите по щечным, язычным поверхностям.
«А потом Доктор Виктория проветрит тебе ветерком зубки и помоет зубки дождиком».
Для имитации ветерка возьмите простую резиновую «грушу», и, предупредив ребенка, чтоб он не смеялся, т.к. бывает очень щекотно (настроив еще раз положительно), подуйте на зубки. Взяв шприц без иголки «полейте дождиком» на зубки.
«После того как ты подружишься с волшебным креслом зубной Феи, Доктор Виктория обязательно согласится тебя покатать, как на качелях».
Обязательно расскажите, что кресло поднимается и опускается, чтоб во время визита ребенок был готов к трансформациям кресла и не испугался.
Если ваш первый визит не профилактический, а вынужденный, то обязательно в форме сказки расскажите ребенку что такое кариес и почему у него болит зубик.
«В царстве–государстве дружно жили белые и красивые зубки, как у тебя малыш. Но однажды на них напал злой Кариес со своим войском – хитрыми бактериями и микробами (предложите нарисовать малышу маленьких микробов). Но не все зубки смогли победить его. Один зубик как мог изо всех своих сил боролся с коварным врагом и с его войском, но не смог сам победить и поэтому зубик начал плакать, болеть и звать на помощь. Он обратился к доброму Доктору Виктории, которая победила кариес, даже не смотря на то, что Кариес кусался и пытался бороться. Доктор Виктория объяснила, что нужно делать для того, чтоб больше никогда в наше волшебное белоснежное царство не приходил злой враг Кариес. Именно поэтому, мы регулярно будем ходить в гости к Доктору Виктории, чтоб она своим волшебным зорким глазом проверяла, а не затаился ли где-то злой враг Кариес».
Вышеописанные манипуляции ребенок должен провести и с вами, и с игрушками, и со всеми членами семьи в игровой форме. Также попросите малыша рассказать кому-то из взрослых, почему его зубик просит помощи. Пусть он сам перескажет сказку о злом Кариесе на свой лад. Главное чтоб он понял, что там, куда он собирается в ближайшие дни, ему помогут, там его новые друзья. Искренне подыгрывайте вашему ребенку. Малыш должен привыкнуть к мысли о том, что новые манипуляции просто что-то новое, но обязательно положительное в его жизни. И теперь после вашего рассказа он уже так много знает о том, что он увидит у Доктора.
3 ШАГ. Личный пример… Обязательно расскажите (придумайте) о вашем первом, обязательно, положительном визите к доктору, назовите реальное имя своего первого стоматолога (придумайте, если не помните). Поделитесь своими радостными впечатлениями. Подчеркните, что первый раз вы попросили, чтоб родители были с вами в кабинете. А потом вы раззнакомились, и вам так нравилось, что вы отказывались уходить из стоматологического кабинета.
Все, что вы говорите вашему ребенку должно вызывать только положительные эмоции. Не растеряйтесь, если ребенок неожиданно скажет, что боится, и что ему кто-то сказал, что у стоматолога было больно. Отрицательная информация, которую когда-то слышал ваш ребенок, должна уйти на второй план. Своей уверенностью и авторитетом вы должны переубедить ребенка в том, что доктор – друг. Признайтесь, по большому секрету, что вы тоже боялись (если в этом будет необходимость), т.к. поверили в детстве мальчишке со двора, но все было хорошо и по-доброму. Вы уверены, что доктор- друг.
ОРГАНИЗАЦИЯ ВИЗИТА
1. Не назначайте визит к врачу в часы, когда ребенок обычно спит (раннее утро, тихий час) или устал (поздний вечер).
2. На прием ребенок должен приходить сытым, без признаков ОРВИ.
3. Если ребенок нервничает, спланируйте ваш приход в клинику минут за 10 до назначенного приема, не раньше.
ТРЕБОВАНИЯ К ДЕТСКОМУ СТОМАТОЛОГУ
Дорогие родители, от вашей уверенности в докторе зависит спокойствие и уверенность вашего ребенка. Не стесняйтесь в телефонном разговоре узнать все, что вас интересует.
Качества детского доктора, в которых вы должны быть уверенны перед визитом к доктору:
– доктор должен обладать квалификацией именно детского стоматолога;
– доктор должен обладать умением психологически адаптировать ребенка в стоматологическом кабинете и выстраивать правильные коммуникативные связи с маленьким пациентом;
– доктор должен быть эрудированным, чтобы быстрее установить доверительные отношения с детьми и обязательно с их родителями;
– доктор должен быть внимательным и доброжелательным к маленьким пациентам, он должен уметь понять переживания больного, но оставаться объективным специалистом;
– доктор должен быть терпеливым, уверенным, правдивым;
– доктор должен полностью информировать родителей о состоянии ребенка, о методах диагностики и лечении ребенка, о последствиях и осложнениях, которые могут возникать в результате лечения.
И НАПОСЛЕДОК
Если нет острой боли, не настаивайте на проведении лечения в первое посещение. Первое впечатление – самое яркое. Воспоминания о нем остаются надолго и предопределяют дальнейшее отношение ребенка к стоматологии. Когда первое посещение стоматолога прошло легко и приятно для ребенка, оно поможет преодолеть возможные страхи перед лечением зубов. А последующие встречи со стоматологом станут забавным приключением в жизни маленького человека. Давайте сформируем положительный образ стоматолога вместе. Если доктор, родители, близкие вместе помогают ребенку, лечение всегда проходит легко и успешно.